Автомобильный кондиционер представляет собой копию обычного бытового холодильника за исключением некоторых особенностей. Проще говоря, устройства работают аналогичным образом. Автомобильный кондиционер является герметичной системой, которая заполнена специализированным маслом и газом фреон. Системе не страшны низкие температуры, поскольку ее защищает фреон. Что касается масла, то оно используется в качестве смазки целой системы, включая компрессор. Автомобильным кондиционерам свойственна идентичная принципиальная схема, поэтому агрегаты от разных производителей могут отличаться лишь физической оболочкой. Благодаря этому ремонт и диагностика кондиционеров на разных моделях автомобилей практически ничем не отличается.
Принцип работы
Чтобы понять, как работает автомобильный кондиционер, следует рассмотреть на примере самую распространенную схему. Когда включается кондиционер, начинает работать электромагнитная муфта. В это же время прижимной диск из стали притягивается к шкиву компрессора, при этом издав характерный щелчок. Шкив постоянно приводит в движение ремень от коленчатого вала, причем даже при выключенном кондиционере. Теперь работать начинает компрессор, в задачи которого входит сжатие фреона (во время сжатия газ сильно нагревается). После этого компрессор гонит нагретый фреон по трубопроводу в конденсатор, который в народе часто называют конденсором или радиатором кондиционера. В конденсоре сжатый и сильно нагретый фреон охлаждается с помощью вентилятора, который автоматически включается на первую скорость вместе с компрессором. Если автомобиль двигается, то фреон в конденсоре дополнительно охлаждается воздушными потоками. После охлаждения фреон конденсируется и выходит из радиатора кондиционера уже жидким. Далее жидкий фреон попадает в ресивер-осушитель, где он очищается от шлаков (грязь, мусор, продукты износа и пр.).
Некоторые особенности
На некоторых автомобилях присутствует смотровое окно на ресивере-осушителе, через которое можно посмотреть, насколько система заполнена фреоном. При нормальной функциональности система должна быть полностью заполнена прозрачным фреоном, но если произойдет его утечка, то можно наблюдать молочно белую пену. В данном случае следует произвести диагностику автомобильного кондиционера, а при осложнениях – его ремонт и заправку. После очистки жидкий фреон попадает в терморегулирующий вентиль (ТРВ), который регулирует перепад температур на выходе испарителя. ТРВ устанавливают на трубопровод, через который жидкий фреон протекает в испаритель. Когда испаритель полностью наполняется фреоном, из него происходит выход насыщенного пара, температура которого равна точке кипения. После этого терморегулирующий вентиль начинает закрываться. Проще говоря, он является дросселем, который регулируется автоматически.
Заключительный этап охлаждения
Проходя терморегулирующий вентиль и попадая в испаритель, жидкий фреон закипает и преобразуется в газ. При этом фреон сильно охлаждается. По сути, испаритель выполняет задачи обычного радиатора небольших размеров. Фреон, остывая, охлаждает испаритель, с которого холод сдувается вентилятором в салон автомобиля. После этого прохладный фреон в газообразном состоянии снова попадает в компрессор, и процесс начинается заново. Следует подметить, что при неисправностях автомобильного кондиционера необходимо обращаться к профессионалам. На сегодняшний день диагностика, ремонт и заправка автомобильных кондиционеров производится практически в каждом городе нашей страны.