Автомобильный кондиционер в своей сущности является вполне обычным холодильником и имеет лишь некоторые "косметические" отличия. Камерой, как вы понимаете, выступает салон (а в случае рефрижиратора - грузовой отсек) автомобиля, а общий принцип действия остается неизменным. Каждый производитель авто вносит свои изюминки в систему кондиционирования воздуха, но это не мешает ей быть условно универсальной -- научившись ремонтировать кондиционер в одном авто вы относительно легко справитесь с этой задачей, даже если попадется автомобиль совершенно другого класса или марки.
Основы
Давайте перейдем к детальному описанию работы кондиционера. Как и в бытовом холодильнике, сердце кондиционера - компрессор. Однако обычно компрессор работает за счет механической энергии двигателя, которая передается от коленвала посредством специального ремня на шкив. Как только автоматика получает сигнал на включение кондиционера, срабатывает электромагнитная муфта, которая является связующим звеном между шкивом и валом компрессора. Далее компрессор создает зону повышенного давления, и за счет сжатия газообразный фреон переходит в отдельный радиатор, обычно он так и называется: радиатор кондиционера. В радиаторе газообразный фреон остывает и конденсируется. Процесс ускоряется за счет включенного вентилятора, который создает мощный воздушный поток. После конденсации уже в виде жидкости фреон направляется к специальному фильтру - ресиверу-осушителю, который собирает мелкие частицы металла и смазки, неизбежно попадающие в систему в процессе работы компрессора.
Фильтрация
Иногда производитель устанавливает в зоне фильтра небольшое окошко, в котором хорошо просматривается шланг с жидким фреоном. Это делается для удобства визуального контроля системы кондиционирования. После фильтрации фреон поступает в салонный отсек системы, где поток слегка замедляется посредством терморегулирующего вентиля (сокращенно ТРВ). Это делается для регуляции мощности кондиционера. Вентиль, в зависимости от настроек и показаний датчиков температуры салона пропускает фреон определенными порциями в испаритель. Количество фреона должно быть строго определенным, чтобы фреон поддерживался в состоянии, близком к точке кипения. В испарительной камере фреон быстро прогревается, охлаждая проходящий через камеру воздух, после чего специальный клапан открывается и уже газообразный фреон поступает к компрессору -- цикл закончился.
Фреон
В испарительной камере фреон не имеет контакта с воздухом, теплообмен происходит через медные или алюминиевые стенки радиатора и дополнительно ускоряется еще одним вентилятором, который эффективно разгоняет воздух по салону, увеличивая эффективность охлаждения. Самой большой проблемой в кондиционерах обычно является утечка фреона, которая неизбежная в процессе эксплуатации, другие же компоненты системы служат порой десятилетиями без каких-либо проблем - здесь все зависит от интенсивности использования кондиционера. Впрочем, проблема эта решается на большинстве техстанций очень быстро. Опытный мастер легко определит причину, по которой кондиционер перестал охлаждать, а заправка и тестовый запуск системы длятся всего несколько минут.